Наши партнеры!

www.horting.msk.ru
Сайт Московской областной федерации хортинга.
www.horting.org
Сайт всемирной федерации хортинга.
http://horting.ua/
Все новости хортинга
www.horting-russia.ru
Официальный Сайт Российского Союза Хортинга.
http://horting.org.ua
Официальный сайт Украинской Федерации Хортинга.
Помоги сайту
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Друзья, теперь вы можете читать и комментировать мои записи и на Я.ру — Сергей Нестеров!

Перевести Сайт

English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Российский Союз Хортинга

MMA HORTING - Новое направление в мире смешанных единоборств!

добавить на Яндекс

История Muay Thai PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
07.07.2004 09:54

Если следовать утверждениям тайских историков, то уже в середине 2 тысячелетия до н.э., на территории населенной тайскими племенами, существовала некая система рукопашного боя. Бытует мнение, будто бы в 5 веке до н.э. в Китай попал один из самых древних тайских трактатов по рукопашному бою, на основании которого были составлены первые китайские наставления на эту тему. Однако все это выглядит не более чем вымыслом.

Тем не менее в китайских летописях, датируемых 649 г. Н.э. Уже упоминается о странной и непредсказуемой системе рукопашного боя «пахуют», пришедшей с территории тайских племен, в которой присутствовали удары кулаками, ногами, локтями и коленями. Позднее «пахуют» стали использовать воины сиамской армии.

Первые соревнования по «пахуюту» были организованы в конце 5 века. Поединки носили дружественный характер и, согласно правилам, убийство соперника не допускалось. Такой вид соревнований стал называться «муай» и явился предтечей современного - муай тай.

Именно тогда, у бойцов, появился обычай перед схваткой исполнять церемониальный танец в честь своих учителей, духов предков и богов. Этот ритуал, известный под названием «рам муай кру» существует и по сей день.

Свой характерный облик боевое искусство тайцев, известное сегодня как «муай тай» приобрело в конце 16 - начале 17 веков. В это время появляются защитные приспособления для рук из кожаных ремней или конопляных веревок. И поскольку бинтование рук не позволяло делать борцовские захваты, то имеющиеся в арсенале предшественника муай тай, «пахуюте», разнообразные захваты и броски практически вышли из употребления и бойцы сконцентрировались на нанесении ударов руками и ногами в стойках.

Термин «муай тай», что переводится как «поединок свободных» или «свободный бой» был официально принят в 1912г.

В современном муай тай можно наносить удары кулаками, ступнями и голенями ног, локтями и коленями. Из-за широкого использования последних, муай тай часто называют «боем восьмируких». В отличие от каратэ, или ушу, в муай тай нет формальных комплексов (ката, таолу), их заменяют базовые связки из двух-трех ударов, спарринг и работа на мешках.

Во всем мире тайские боксеры являются наиболее подготовленными к жестким контактным поединкам бойцами. Поскольку любая часть тела является мишенью для ударов, тренировки проходят в предельно жесткой и реалистичной манере, превращая бойца в «железного человека», способного выдержать болезненные удары по всему телу. особенно важно подготовить бойца к блокировкам круговых ударов голенью по ногам (так называемый «лоукик»), техника, с помощью которой практики муай тай «выносят» с ринга представителей любого другого вида контактных единоборств. Простота и высокая степень практичности приемов муай тай делают его бойцов одними из самых опасных в любых контактных столкновениях, будь то уличная драка или бой по спортивным правилам на ринге. По этой причине многие направления боевых искусств пытаются заимствовать технику таиландского бокса.

Муай тай также имеет военно-прикладное направление, практикуемое сейчас военнослужащими регулярной армии, солдатами спецподразделений и тайландской королевской полицией. В отличие от спортивного муай тай,в этом направлении присутствуют заломы, броски, борьба на земле, а также приемы борьбы против вооруженного противника и нескольких нападающих.

Иcкусство, рожденное на полях сражений

 

История Муай Тай берет свое начало свыше 2000 лет назад, когда тайский народ был известен как племя Ао Лай. Первые упоминания об этом племени были найдены в провинции Юнань Южного Китая. Выживание в те дни предполагало постоянную борьбу. Племя Ао Лай вело продолжительные войны с империей, завоевывая себе репутацию свободолюбивого и отважного народа. Однако превосходство китайской армии вынудило различные племена мигрировать на юг. Так, племя Шэнс осело в Северной Бирме, Эхом - во Вьетнаме, а тайцы основались вначале в бассейне реки Меконг и затем переместились дальше на юг, основав королевство Сиам. Однако и там тайцам пришлось отстаивать свои земли в многочисленных сражениях с энергичными и агрессивными китайцами. Постоянная борьба способствовала сплочению тайского народа. Здесь они сражались против древних жителей низменностей и некоторых исконных племен. Но как только они переместились на юг, они столкнулись с великой империей кхмеров. Кхмеры преобладали в Азии и их империя считалась самой прочной и самой богатой. Она простиралась с юга Вьетнама и Лаоса, занимала всю Камбоджу и Сиам вплоть до Малайского полуострова. У древних кхмеров существовала каста воинов, называемая Наяр, которые были подготовлены во всех аспектах войны. Несмотря на могущество кхмеров, в 1258 году сиамским воинам удалось захватить крупную провинциальную столицу кхмеров. Сначала здесь они обосновали Сиамское королевство. Они назвали его Страной свободных. В 1350 году северные народы Сиама объединились под знаменами династии князя Утконга Яидхэйса, которая просуществовала 400 пет. Великие бойцы того времени объединялись для того, чтобы зашифровать и записать технику борьбы. Поскольку методы подготовки бойцов записывались и постоянно проверялись, тайское воинское искусство никогда не фрагментировалось в рамках отдельных школ. Улучшения и новшества принимались лишь только тогда, когда получали право на существование после сражений на поле боя. Руководство отвергло идею секретного, тайного знания, передаваемого от учителя к ученику. Эта открытость и доступность воинского искусства эффективно остановили ?замораживание знания? между мастером и учеником. Следовательно, новая техника стала общей и пригодной для любого учителя. Это подчеркивало необходимость развиваться и что-то постоянно менять в данном единоборстве.

 

Князь Наресуан стал легендой воинского искусства.Он провел свою молодость заложником в Бирме и в течение этого времени строго изучал боевое искусство. Когда князь возвратился в Сиам, он начал учить своих людей бойцовским навыкам.В свое время короли сделали много для развития Муай Тай. Король Тигр Фра Биддка Чао Суа был знаменит своей свирепостью. Как боец Муай Тай он путешествовал инкогнито по стране и готов был сражаться с каждым, кто принимал его вызов на различных ярмарках. Он рекомендовал армии тренироваться в искусстве Муай Тай и активно подготавливал лагеря для своих людей.Тайский бокс стал любимым спортом народа Сиама. Богатые и бедные, молодые и пожилые - все объединялись в лагеря. Каждая деревня проводила соревнования и имела своих чемпионов. На каждый поединок делались ставки. Вместе со спортом сформировались традиции азартной игры (тотализатора). Это - одна из причин, из-за которой тренеры предпочитают остаться в Таиланде, а не уехать за границу.Но поединки, возглавляемые королем Тигром существенно отличались от боев сегодняшних дней. Были разрешены удары в пах, всевозможные броски, рубящие удары, а также удары пальцами. Никаких перчаток! Руки обматывались конопляными веревками и в особо яростных поединках обмакивались перед боем в клей, а затем в битое стекло. Поединки не имели временных ограничений, просто один должен был проиграть, другой - победить. Муай Тай был частью школьной программы до 1920 года. Но жесткий характер Муай Тай был изменен вмешательством правительства в 1930 году. Были приняты международные правила бокса. Бои стали проводиться в перчатках. Были запрещены броски типа дзюдо и удары в пах. Возможности Муай Тай в полной мере были приняты на вооружение армией. Экстремальная сила тайского бокса продолжает быть главным аргументом в борьбе за справедливость.Рядовой солдат тайской армии изучает искусство Муай Тай. Так тайский бокс возвращается на поле боя, на котором он и был рожден.

 

Клятва бойца Муай Тай

 

Я _____. Настоящим обещанием я обязуюсь отстаивать и защищать все принципы Муай Тай и Я общаю уважать и чтить Кодекс Чести, которому научил меня мой учитель. Я подчиняюся правилам и традициям Муай Тай, и Я обещаю практиковать свое искусство с большим старанием. Я буду уважать и чтить моего учителя и почитать старших учеников и товарищей. Я буду продолжать повышать и усиливать свой уровень.

 

Какие же выводы мы можем из всего этого сделать? Пожалуй, следующие. Муай-тай - весьма стройная целостная система с небольшим количеством функциональных эффективных элементов. Она настолько целостна, что не допускает (почти?) внедрения новшеств. Объясняется это, на мой взгляд, довольно просто. На протяжении уже очень долгого времени муай-тай развивается как спорт, причем правила поединков за последние 100 лет не претерпели никаких существенных изменений. За это время все, что не соответствовало этим правилам, попросту исчезло. Так в муай-тай почти не осталось борцовских приемов, которых, судя по старинным изображениям, в нем было пруд пруди, равно как и ударов ладонями и пальцами - в перчатках не больно-то пальцами потыкаешь. Да и тактика муай-тай подразумевает наличие лишь одного противника, а такие приемы, как, например, боковой удар ногой здесь почти не используются. Подобная целостность и простота обеспечивает высокую эффективность муай-тай в бою (на ринге?) и возможность относительно быстрого овладения этим стилем. С другой стороны, каратэ - система гораздо более сложная, включающая гораздо большее количество элементов. Освоение их требует многих лет упорных занятий. Причем значительная доля приемов из арсенала каратэ оказывается неприменимой на ринге, ведь его последователи по сей день пытаются изучать приемы самообороны против нескольких противников, нападающих не только спереди, но и сбоку, сзади, с оружием и без него, не только ударами, но и разнообразными захватами и т.д. К тому же и правила соревнований в каратэ меняются по сей день.

 

Тем не менее, при всей неприспособленности техники каратэ к соревнованиям кик-боксерского типа, существующая в Кскусинкай (и других школ) система подготовки - технической, физической и психологической - позволила команде этого стиля уверенно победить сильнейших бойцов Таиланда. А пересмотр техники, переход бойцов Кскусина в кик-боксинг или муай-тай, отражает спортизацию этого стиля, принятие игры по правилам кик-боксинга в разных вариантах, а вовсе не отказ от собственной традиции.

 

Тайский бокс или муай тай в России и странах СНГ появился сравнительно недавно — примерно в начале 90-х гг, однако, на сегодняшний день, он занимает прочные позиции среди единоборств и с каждым годом число его поклонников растет.

На мой взгляд ,одной из причин популярности муай тай является то, что он впитал в себя черты двух культур — восточной и западной. С одной стороны — это спортивный вид единоборств, а с другой — школа, сохранившая в себе традиционные восточные ценности и ритуалы.В свою очередь спортивный раздел тоже разграничен на любительский и профессиональный.

 

Любительский тайский бокс — это соревнование в соответствии с принципами олимпийского движения, — массовый спорт, заниматься которым может любой человек, не имеющий медицинских противопоказаний к занятиям единоборствами.

От профессионального отличается более мягкими правилами, количеством защитной экипировки, а так же тактикой ведения поединка. Немаловажным обстоятельством является возможность регулярно участвовать в соревнованиях различного уровня — от городских до чемпионатов мира и Европы, выполнить нормативы мастера спорта.

 

Большие усилия делаются для того, чтобы любительский муай тай вошел в программу олимпийских игр. Будем надеяться, что день этот не за горами.

Профессиональный муай тай- удел избранных. Тех, кто решил сделать себе карьеру бойца. Главный мотив — получение материальной выгоды всех заинтересованных сторон. Так всемирно известный К-1 дает возможность получить победителю более 1 млн.$ США. Это первый из чемпионатов по восточным видам единоборств, который выплачивает бойцам такие гонорары. Сумма увеличивается из года в год и популярность К-1 в мире растет.

 

В профи более жесткие правила. Минимум защитной экипировки значительно расширяет технический арсенал и соответственно меняет тактику ведения поединка.

 

В прикладном аспекте муай тай отличает простота и эффективность, в которой на сегодняшний день уже мало кто сомневается. Хочется заметить, что тайский бокс — жесткий вид спорта, но отнюдь не жестокий. Основа подготовки — поединок в различных формах: условные и вольные бои, а так же снарядная работа, наполняющая изученную технику силой и скоростью. Широко используемые протекторы, в сочетании с грамотной методикой преподавания сводят к минимуму риск получения травмы. К тому же тайский бокс — это не просто набор приемов (ноги из таэквондо, руки из бокса — встречаются еще такие точки зрения), а стройная система, позволяющая человеку в максимально короткие сроки овладеть техникой, тактикой, а так же рядом физических и психологических качеств, необходимых для успешного ведения поединка.

 

Эффективен муай тай и как базовая система подготовки к боям без правил. Мощные удары руками и ногами. Захваты, сочетающиеся с ударами локтями и коленями, а так же элементы борьбы в клинче позволяют органично ввести бросковую технику в арсенал бойца. Свидетельством тому — Всероссийский турнир по всестилевым поединкам “Кумитэ”, победителями которого стали представители тайского бокса, продемонстрировав не только умение жестко бить, а и знакомство с элементами борцовской техники.

 

Система подготовки в муай тай содержит не только методы разрушения, но и методы восстановления, такие как основы массажа и работу с биологически активными точками.

 

На каком из аспектов подготовки остановиться решать прежде всего вам. Я надеюсь, что привел здесь достаточно веские аргументы для того, чтобы уви деть вас в рядах адептов муай тай. До встречи в спортивном зале.

 

 

Тайский бокс или Муай Тай -жемчужина боевых искусств народов Юго-Восточной Азии,уникальная традиция,имеющая многовековую историю. Наиболее яркое выражение культурное наследие тайцев нашло именнов Муай Тай, без которого невозможно представить современный Таиланд. Чтобы понять сущность современного тайского бокса, следует хотя бы кратко рассмотреть общую эволюцию тайских боевых искусств, тот исторический фон, на котором произошло его зарождение и развитие. Надо отметить, что реальные корни происхождения МуайТай, вероятно, никогда не будут найдены, поскольку большая часть исторических записей исчезла навсегда в 1767 г.,когда бирманские войска сравняли с землей древнюю столицу сиамского королевства - Аютию. Поэтому описываемый здесь процесс эволюции традиционных боевых искусств Сиама (Сиам - официальное название Таиланда до 1939 г. и в 1945-48 гг), вплоть до начала XVII в., является лишь попыткой его исторической реконструкции. Те немногие сведения, которые дошли до наших дней, сохранились, в основном, в исторических архивах сопредельных с Таиландом государств: Бирмы, Кампучии, Лаоса, а также исторического королевства Чиенгмай (Чиенгмаи - средневековое феодальное государство на территории северного Таиланда, основанное в 1296 г. королем Манграем.В XVI- XVIII вв. попеременно являлось вассалом Сиама и Бирмы, а в 1775 г. окончательно вошло в Сиамское королевство), Вьетнама, Китая и в записях первых европейцев, посетивших Сиам. Эти данные зачастую носят противоречивый и разрозненный характер, что сказывается на точности описания истории Муай Тай в современной литературе.

 

Кто же такие тайцы? Истинное происхождение тайской нации до сих пор остается неизвестным. Считается, что тайские племена пришли в Юго-Восточную Азию через Китай с алтайских гор, поэтому современный Таиланд не является их исторической родиной. Предками нынешних тайцев были народности, объединенные принадлежностью к единой языковой группе (тайские языки), в которую входили племена таи, лао, чжуаны, шаны, буи сиамцы (кхон-таи) и др. Территории, населенные тайскими племенами, занимали горные плато к югу от реки Янцзы там, где сейчас находится китайская провинции Юньнань. Большая часть китайцев проживала в то время восточнее, в центральном и тихоокеанском регионах современной КНР. Ранние китайские хроники (первые китайские записи, касающиеся тайцев, датированы VI в до н.э.) свидетельствуют о том, что тайские племена занимались выращиванием риса в долинах. На основании археологических находок на плато Корат в северо-восточном Таиланде, некоторые ученые считают эту территорию древнейшим в мире рисопроизводящим регионом и местом зарождения "бронзового века" на Земле (примерно 3000 лет до н.э.).

Говоря объективно, трудно судить о существовании каких-либо систем боевых единоборств на границе неолита и бронзового века, но если следовать утверждениям тайских историков, то уже где-то в середине II тысячелетия до н.э. на территории, заселенной тайскими племенами, существовала система рукопашного боя, возникшая на основе опыта борьбы с китайцами (воинские знания тайской нации до XIII в. опирались, в основном, на опыт ведения боевых действий против китайцев и монголов). Начиная с этого столетия Сиам ведет крупномасштабные войны с Бирмой и соседними королевствами Камбоджа, Чиенгмай. Чиенграй и др. Скорее же всего, время возникновения подобия каких-либо систем рукопашного боя в Таиланде следует отнести на тысячелетие позже, а именно к XV в.до н.э., когда в Китае появились первые протогосударства в бассейне реки Хуан. Именно к эпохе Шань-Инь(XIV - XI вв. до н.э.) относятся одни из первых найденных в Китае изображений приемов борьбы с оружием.

К концу I тыс. до н.э. на территориях, занятых тайскими племенами, начинают формироваться протоисторические государства, названия которых сохранились в китайских династийных хрониках этого периода.

 

Одним из первых образований такого рода стало крупное государство Фунань (I -VI вв. н.э.), занимавшее территорию дельты и среднего течения реки Меконг и включавшее в себя половину современного Таиланда и всю Камбоджу. Фунань, правящий класс которого состоял из индусов, играло ключевую роль в политике и экономике Юго-Восточной Азии того периода. В течение I тыс. н.э. тайские племена были организованы в так называемые "мыанги"("земли"), возглавляемые удельными князьями "чао" ("отцы народа") и сотенной администрацией. Общественный строй мыангов базировался на феодально-родовых отношениях и представлял собой сочетание вертикальных и горизонтальных классовых связей. Соседние мыанги часто объединялись, чтобы противостоять своим воинственным соседям - китайцам и вьетнамцам, с которыми и происходила большая часть военных конфликтов.

 

Ключевую роль в становлении единой тайской нации сыграло образование в середине VII в. на территории южного Китая (современная провинция Юньнань) государства Наньчжао (с IX в. - Дали), которое просуществовало до XIII столетия. Правящая китайская династия Тан, которой с севера угрожали кочевники и могущественные западные государства (Тибет и др.), решила обезопасить свои юго-западные границы путем форсированного создания дружественного государства в Юньнани, состоящего из различных национальностей, называемых в Китае "южными варварами". Однако, если первоначально Наньчжао было союзником Китая, то в последующие столетия стало его соперником, распространив свое влияние на территорию современной Бирмы и северного Вьетнама.

 

В 1235 г. монгольские армии хана Хубилая покорили Наньчжао и оно вошло в великую империю Юань. Роль Наньчжао в истории тайцев была двоякой. Создание государства-буфера, с одной стороны, простимулировало миграцию тайских племен на юг, а с другой - затормозило китайское культурно- экономическое влияние с севера на многие столетия. В противном случае, тайцы просто ассимилировали бы в китайскую культурную среду как многие малые народности современного Китая. После создания государственного образована Наньчжао, одному из тайских удельных князей, правивших на этой территории, Кунло (около VII в. н.э.), удалось объединить шесть крупнейших тайских княжеств и провозгласить их независимость. Ему также приписывается создание элитных воинских частей, состоящих ка;к из мужчин, так и женщин, которые базировались в районе реки Конг. Управление этими подразделениями основывалось на крайне суровом военном кодексе, согласно которому, к примеру, лечению подлежали только те воины, которые получили ранения в переднюю часть тела. Те же, кто был ранен в спину, карались смертью кактрусы, не выполнившие свой воинский долг. Воинская тактика элитных частей во многом предопределила способы ведения боя в этот период. Для защиты корпуса спереди воины носили специальные панцири из нашитых на одежду полосок толстой кожи, а типичное вооружение состояло, как правило, из традиционного тайского меча. Лишь отдельные воины имели копья или другое древковое оружие. Признаком принадлежности к элитным частямбыли прикрепленные к шлемам кошачьи хвосты и татуировка красного цвета на теле. В сражениях эти части всегда находились впереди войска, а чтобы стать их членом, необходимо было пройти весьма сложные испытания. Кунло считается также основателем "фандаба" - тайского искусства фехтования на мечах. Следует отметить, что возникновение искусства фехтования в Таиланде тесно связано с развитием китайских боевых искусств. Древняя тайская система боя на мечах, существовавшая в конце I тысячелетия до н.э., полностью базировалась на китайской модели, как и тип самого меча, называемого "даб чек". От своего китайского аналога он отличался лишь укороченной рукоятью. На юге Таиланда форма тайского меча претерпела некоторые изменения, в результате чего возникли три новые разновидности, используемые больше как орудия крестьянского труда. Меч первого типа, "то",имел закругление с одного конца лезвия и применялся для рубки ветвей деревьев в джунглях (аналог мексиканскогомачете). У другого меча, называемого "даб", было изогнуто само лезвие, что позволяло использовать его для нарезания травы и побегов бамбука. И, наконец, меч третьего типа, "понг даб", имел обоюдоострое упрочненное лезвие с закруглениями на обоих концах и представлял собой идеальное орудие как для труда, так и для боя. Однако именно из "даба" вышел классический древний тайский меч "даб тай", техника боя на котором со временем стала очень сильно отличаться от фехтования на 2 мечах китайской.

 

В китайских летописях, относящихся к династии Та (618-907 гг.), встречается термин "даб наньчжао", который впервые появляется в записях, датируемых 649 г. н.э. В докладе императору упоминается о пришедшей с территории тайских племен странной и непредсказуемой технике фехтования, против которой очень трудно защищаться. В качестве резюме высказывалось соображение воздерживаться от нападения на тайцев до тех пор, пока н будут изучены все секреты этого искусства. Как оказалось данная техника фехтования отличалась использованием в комплексе с мечом приемов рукопашного боя "пачуху" ил "пахуют" (приблизительный перевод этого термина - "многосторонний бой), в который входили удары кулаками, ногами, локтями и коленями. Гораздо позже в даб наньчжао сталприменять два обоюдоострых меча одновременно, используя их рукоятки для проведения бросков и болевых приемов (в т.ч. на суставы) по принципам, которые до сих по сохранились в тайском массаже и акупрессуре. Фехтование двумя мечами в какой-то степени предвосхитило появление системы тайского фехтования "краби крабонг", самые первые свидетельства о которой появились лишь середине XIV века.

 

ВОИНЫ "ЗОЛОТОГО ВЕКА"

 

В XIII в. миграция тайских племен таи и лао, которые под натиском монгольских кочевников Хубилай- хана перемещались из мест своего постоянного проживания в Юньнани дальше на юг, достигла своего максимума.

 

На юге находилась империя Камбуджадеша, состоящая из народностей кхмеров и монов (первые государства монов, народа, происхождение которого до сих пор неизвестно, возникли на территории современного Таиланда в 1-11 вв., в XIII в. проникшие с севера тайские племена заселили страну и слились с монами.), подчинивших себе местные племена. В целом же, переселение тайских племен началось намного раньше, и к этому периоду они уже проживали на таких удаленных к западу территориях, как Ассам (сейчас индийский штат Ассам), а на юго-западе занимали район современной Бирмы (Шаны). Отдельные тайские племена, известные как "таи дам" ("черные таи"), "таи дэнг" ("красные таи") и "таи као" ("белые таи") поселились в юго-восточных районах Тонкин и Аннам (северная и центральная части современного Вьетнама). Борьба с монголами и наступление на империи монов и кхмеров упрочили власть тайских вождей и в конце XIII в. в северной части Центрального Индокитая возникли буддийские государства народности лао Чиенгмай (1296 г.) и Лангсанг, а на подчиненной кхмерам северо-западной территории монов вдоль реки Пинг (приток Менама) государство народности таи Сукхотаи (1238 г.) - колыбель тайской цивилизации. В 1238 г., с

приходом к власти короля Индрадитья, началось правление первой в истории тайцев королевской династии Сукхотаи, просуществовавшей до 1350 года. Одно из первых собраний записей по тайским боевым искусствам было составлено третьим сыном короля Индрадитья Рам Камхенгом ("Рама Великий"), который взошел на трон в 1275 году. Рам Камхенга называют "отцом тайской нации", отдавая дань уважения за те огромные социально-экономические и административные преобразования, которым он способствовал в годы своего правления. Помимо того, что он присоединил к Сиаму южные территории вплоть до оконечности полуострова Малакка, "Рама Великий" известен еще и как создатель тайского алфавита. "Золотой век" Сукхотаи при Рам Kaмхенге продлился до его смерти в 1317г., после чего королевство практически распалось,а столица обезлюдела. Упомянутое выше собрание записей получило название "тамраб пичайсонкрам" ("Книга о способах достижения победы на войне" (известно также под названием "Чупасат")) и представляло собой сохранившиеся разнородные материалы по тактике и стратегии боя магическим ритуалам, записям о старых приемах рукопашного боя, а также содержало сведения по астрологии и астрономии. В собрание вошли как тайские,так и китайские источники. Вообще, бытует мнение, будто бы в Х в. до н.э. в Китай попал один из самых древних тайских секретных трактатов по рукопашному бою, на основании которого были составлены первые китайские наставления на эту тему. Однако все это выглядит не более чем вымыслом. После падения династии Сукхотаибольшая часть коллекции была утеряна. Часть записей, касающихся буддизма и боевых искусств, сохранилась в буддийских монастырях, часть - в китайских, бирманских и камбоджийских исторических архивах, однако в целом до наших дней дошло очень мало сведений. Тем не менее, общую картину в какой-то мере можно восстановить. Так, все источники практически единогласно сходятся на том, что в сиамской армии не было кавалерии. Войска состояли из вооруженной мечами пехоты ("тахан гао") и экипажей боевых слонов ("тахан чанг"). Женщины сражались наравне с мужчинами и имели равный с ними статус. Сиамские воины использовали стиль рукопашного боя, известный как "пахуют". Согласно китайским хроникам, движения их были непредсказуемы, а в качестве оружия активно использовались все ударные поверхности тела. Перед битвой воины проводили ритуалы поклонения богам и призыва духов-покровителей. В пахуюте использовались три вида оружия: длинное древковое (копье, шест или различные виды алебард), стандартное (меч) и спецназначения, которое эволюционировало из защитных приспособлений. В последнем случае имеется ввиду защитный нарукавник "кра зок", которым в бою стали наносить удары по аналогии с техникой использования шеста "крабонг". Искусство владения длинным оружием называли "тэн чанг" ("фехтование палками на слонах"), поскольку практиковали его воины в составе экипажей боевых слонов. В систему рукопашного боя вошли также независимо развившиеся техники страховок при падении со слонов, и чуть позже все это объединилось под единым названием "пахуют".

 

Когда мигрировавшие тайские племена достигли центральных районов современного Таиланда, столицей области Ладья (сейчас Канчанабури, Западный Таиланд) стал крупный город Суваннапум. Он был заложен на развалинах одноименного древнего города, построенного еще индусами. Сейчас это место в западном Таиланде носит название Након Пратом. Рядом с Суваннапумом появились четыре крупных города: Рачабури, Транасаури, Сингбури и Петбури (Канчанабури). Район Суваннапума известен как место зарождения новой системы фехтования "даб суван-напум" или "даб канчанабури", пришедшей на смену "даб наньчжао". До XIV в. здесь находились лучшие в Таиланде оружейники, поэтому Суваннапум был местом паломничества фехтовальщиков со всей страны.

 

Этот факт отражен в наскальных записях времен Рам Камхенга. С городом Суваннапумом связана легенда о "небесной пещере" ("там кухасаван"), где будто бы была создана система рукопашного боя "пахуют", основателями которой считаются пять великих мастеров: Кру Кун Плаай, Кру Лам, Кру Сри Трейрат и дочь Кру Кун Плаая, Кру Мэ Буа. Действительно, фрески, найденные в пещерах Канчанабури, подтверждают версии о том, что это место являлось одним из древнейших центров обучения воинским искусствам. Согласно преданиям, пещера была местом отдыха некоего женского божества, спускавшегося с небес в человеческом облике, и являлась своего рода "дверью между "верхним миром" и миром людей. Только те, кто обладал магической силой, могли пройти сквозь эту "дверь". Пещеру использовали и другие божества для того, чтобы сойти на землю и помочь тем, кто просил богов о помощи. Однажды за божеством в образе ворона ("куангтеп"), которое возвращалось на небеса, попытался последовать демон ("як"), который поднял страшный шум в попытках открыть "дверь" с помощью своей магической силы. Божество в женском образе, отдыхавшее в это время в пещере, страшно испугалось и немедленно улетело обратно, однако в спешке потеряло свой плащ. В это же время Кру Кун Плааю пригрезилось во сне, что духи предков советуют ему найти пещеру, где он мог бы получить от них знания и развить свой дух. Поскольку в Таиланде сны считаются одним из способов перехода в иные миры, то он воспринял свое видение как конкретный совет и, занявшись поиском волшебного места, действительно вскоре наткнулся на пещеру, где обнаружил какие-то полуистлевшие куски ткани. Решив, что это и есть та самая пещера духов, Кру Кун Плаай поселился в ней вместе с остальными мастерами пахуюта. Там они получили сверхъестественные знания ("сайя сат") и обучились высшему искусству борьбы, включая владение различными типами оружия. Все пять мастеров оставались в пещере вплоть до момента полного "просветления", после чего их души ("чит") покинули физические тела ("ранг") во время медитации и они прекратили свое земное существование в человеческом облике. Однако их высшие духовные сущности ("пхи") продолжали оставаться в пещере. Все пятеро превратились в высшие существа ("теп"), которые могли появляться в любом месте и принимать любую форму, в том числе временно вселяться в человеческие тела, передавая свои, знания людям, и так же таинственно исчезать. Смертным нельзя было посещать пещеру, поскольку присутствующие в ней магические силы могли вызвать ужасные последствия и привести к смерти смельчака, осмелившегося нарушить покой духов. Однажды, много лет спустя, странствующий буддийский проповедник, монах Пра Ту- донг, благодаря своему духовному подвижничеству сумел увидеть вход в пещеру. Он попросил у духов пещеры разрешения войти в нее, чтобы получить знания, которые могли бы помочь людям в этоммире. Рядом с пещерой монах построил маленький буддийский храм под названием Ват Там Кухасаван ("храм небесной пещеры"). Этот храм, известный также как Ват Там, расположен в местечке Намток Сайёк Ной вблизи Канчанабури.

 

Первым из пяти великих учителей пахуюта, которые упоминаются в легенде, был Кру Кун Плаай, выходец из района Наньчжчао, где проживали тайцы. Он происходил из семьи потомственных шаманов и с детства получил глубокие знания по магии и пахуюту. По легенде, его свита состояла из духов, которые вместе с ним составляли отряд неуязвимых воинов, участвовавший в войне с китайцами. Даже обезъяны, стада которых населяли Лоп ри, однажды будто бы составили его свиту. В этом же городе Кру Кун Плааю воздвигнут памятник как "святому отцу-покровителю". Одновременно в Супанбури ему поклоняются как защитнику джунглей "чао по саминг плаай" ("святой отец духа тигров"), а в Канчанабури Кру Кун Плаай является покровителем гор. Его дочь также была знаменитым мастером пахуюта и целителем, которая лечила травами и "святой водой", выжимаемой из своих волос. Ей поставлен мемориальный памятник в Бангкоке.

 

Третьим из "Пяти Великих" был охотник из гор (Мунг (современная Бирма) Кру Сри Трейрат ("учитель трех принципов"), разработавший три базовых принципа пахуюта: удар, удержание и падение (перекат). Его ученики могли надеяться встретить учителя только в джунглях, откуда тот никогда не выходил. Более реальной исторической фигурой является, по-видимому, Кру Лам, родившийся в крестьянской семье из города Чингтунг (северный Таиланд). Все тело Кру Лама было покрыто татуировкой синего цвета, что впоследствие стали копировать многие тайские бойцы. До этого татуировки наноси исключительно красного краской, символизировавшей уважение к духам предков. Кру Лам впервые разрабол защитный нагрудник и боевые поножи, взяв за основу китайскую

модель, поэтому его метод пахуюта учитывал использование защитных приспособлений. Статуи воина в доспехах Кру Лама стоят в Таиланде во многих местах, напоминая об угрозе, подстерегающей воина в бою. Кру Лам выделил также пять видов оружия, за что почитается как учитель "ауд тай" - тайского искусства борьбы с оружием.

 

Последний из перечисленных мастеров, Кру Фонг, принадлежал племени таи, происходившему из одного из центральных районов современного Китая. Следуя традиции предков, он изучил технику традиционного фехтования, включившую в себя впоследствие методы пахуюта Кру Сри Трейрата и Кру Кун Плаая. Кру Фонг разработал также концепцию фандаба - тайского фехтования на мечах, которая использовалась позже для обучения в некоторых школах фехтования в северном Таиланде, Аютии и Чантабури. Скрещенные мечи, висящие над входом в тренировочные залы, являются знаком уважения к Кру Фонгу. Вполне возможно, что легенды о пяти мастерах имеют под собой какую-то историческую основу, опирающуюся на реально существовавшие исторические фигуры. Несомненно также, что некоторые ритуалы, обряды и приемы рукопашного боя, нашедшие отражение в современном Муай Тай, восходят именно к этому периоду.

 

Методы рукопашного боя в древнем Сиаме развивались на фоне совершенствования способов ведения войны в целом, поэтому даже использование боевых слонов повлияло на формирование тайских боевых искусств. Одна из легенд, в которой впервые упоминается о применении боевых слонов в "личном единоборстве", связана с уже упоминавшимся городом Суваннапумом. Согласно ей, придворный оракул ("хох") короля Прайя Конг предсказал королеве, ждущей ребенка, что ее еще нерожденный сын убьет своего отца. Король, узнав об этом, пришел в такую ярость, что приказал немедленно убить появившегося на свет ребенка. Однако королева опередила его, заменив своего сына, который был тайно отдан на воспитание кормилице в город Рачабури, где он и вырос. Юноша получивший имя Пан, оказался очень талантливым в воинском деде. Он быстро продвигался по служебной лестнице и вскоре получил титул главнокомандующего ("прайя"). Судьба сложилась так, что Прайя Пан вскоре захотел править в Рачабури единолично, и королю пришлось послать войска на подавление восстания. В битве Прайя Пан развернул свои войска способом, который был неизвестен ни индийским, ни кхмерским полководцам того времени, и вскоре королю пришлось самому вступить в смертельную схватку. Прайя Пан предложил ему померяться силами "один на один", сидя на боевых слонах, прежде чем пускать в битву войска. Король посчитал невозможным отказаться, хотя раньше никогда не сражался вepxoм на слоне, и в последовавшей короткой схватке был убит. Предсказание оракула исполнилось. Вдохновленный победой Прайя Пан приказал войскам немедленно захватить город Канчанабури. Кроме того, он объявил, что намерен взять в жены супругу павшего короля с целью прекратить возможные попытки восстания в Рачабури. Когда же придворные сообщили, что это его мать, а убитый король был его отцом, Прайя Пан потерял рассудок от горя и обвинил во всем свою приемную мать, которую приказал казнить. В знак раскаяния о содеянном им была воздвигнута мемориальная пагода в Након Пратоме.

 

Снаряжение и тактика использования тайского боевого слона имеют индо-камбоджийские корни. Так, боевой экипаж состоял из четырех воинов, каждый из которых выполнял свои функции. Первый из них, как правило, очень опытный воин, сидел впереди на шее слона и назывался "насык" ("передняя линия"). Обычно это был командующий ("чао прайя") или кто-либо из высокопоставленных членов королевского дома. В функции насыка входило наблюдение за ходом сражения на земле и выбор стратегии ведения битвы. Как правило, этот воин прекрасно владел одним из видов длинного древкового оружия ("крабонг"), а также должен был уметь сохранять свое положение при неожиданных движениях слона, не прекращая командовать солдатами внизу. Существовало даже специальное наставление, регламентирующее обязанности насыка. В походе он находился чуть позади своего боевого места,которое во время марша занимал погонщик слона. Этот воин, именуемый "крабоун" ("павлиньи перья"), выполнял все функции по уходу за животным. У него имелось опахало из павлиньих перьев, которым, с помощью системы условных сигналов, передавались приказания насыка находящимся внизу солдатам. Крабоун наблюдал за воинами, прикрывающими ноги слона, и за поведением самого животного, обращаясь при необходимости непосредственно к насыку. Кроме того, он долже был следить за исправностью его оружия и обеспечиват охрану насыка в случае серьезной опасности. Часто эт требовало от погонщика присутствия непосредственн рядом с насыком, для чего приходилось перебираться со своего места вперед. Хотя это расстояние и не превышал одного-двух метров, такой маневр в условиях битвы на раскачивающемся слоне требовал поистине обезьяньей ловкости, и часто случалось, что погонщик падал вниз. Иногда ему самому приходилось спрыгивать со слона,хотя это и жестоко каралось, поскольку он не имел права самовольно покидать свой пост. Однако в случае падения насыка на землю крабоун не колеблясь бросался вниз, рискуя быть раздавленным, но не желая пренебречь своим долгом телохранителя. Конечно, при падении со слона в битве шансы выжить были минимальными, однако на тренировках по пахуюту воины специально готовились таким ситуациям. В учебнике по искусству ведения боевых действий "тамраб пичайсонкрам" описывались специальные техники, позволящие минимизировать риск случае падения со слона. Эти приемы назывались "вич, токчанг", позднее просто "токчанг". Тем не менее, согласно историческим сведениям, наибольший процент потерь среди бойцов приходился именно на воинов-погонщиков.

Третьим действующим лицом был "крабанг ланг" ("защитник тыла") сидевший позади погонщика спиной к нему и призванный оберегать слона и весь "экипаж" от неожиданной атаки сзади. Этот воин был вооружен длинным древковым оружием, которым должен был владеть в совершенстве, равно как и приемами пахуюта. Его положение было крайне неустойчивым, а свобода движений ограничена, поскольку он должен был следить за тем, чтобы не задеть оружием сидящих за спиной людей.

 

И, наконец, еще четыре воина, именуемые "пракоб бат" ("защитники ног"), охраняли каждую ногу слона в отдельности. Ноги у боевого слона не были прикрыты защитными щитками, поэтому любое ранение копьем или мечом могло кончиться очень плачевно для всех: слон мог либо погибнуть, рухнув со всем экипажем, либо прийти в бешенство от боли и броситься давить свои же войска. Боевая задача"защитников ног", вооруженных двумя мечами, была совсем не из легких. Необходимо было, уподобившись "двуликому Янусу", отбивать атаки врага спереди и следить, чтобы слон не растоптал их самих сзади. Кром того, им вменялось в обязанность помогать всем, кто падал со с 87;ины слона. Такие же четыре воина ("пракоб тау"), защищали ноги королевского слона. Именно из этих людей сформировалась впоследствии первая группа личных телохранителей ("онкарак") сиамского короля.

 

Кекусинкай против Муай-Тай.

Василий Дубовской

Материал прислан: / 10.05.00)

 

Какой стиль самый лучший? Этот вопрос испокон века волнует любителей боевых искусств и, похоже, будет волновать их всегда, сколько бы ни твердили профессионалы: "Нет хороших и плохих стилей, нет хороших и плохих приемов, есть хорошие и плохие исполнители!". Впрочем, профессионалы сами отдали немалую дань межстилевым "разборкам". В этом плане большой интерес представляет история соревнования между тайским боксом (муай-тай) и каратэ Кекусинкай. Первое столкновение Кекусинкай и муай-тай произошло еще во время поездки Оямы Масутацу по Юго-Восточной Азии в 1956-57гг. Рассказывают, что он получил вызов на бой от чемпиона Таиланда в тяжелом весе по прозвищу "Черная кобра" и легко его выиграл, в первом же раунде сломав противнику челюсть.

 

В 1964 году представители многих организаций каратэ в Японии получили вызов от команды Таиланда на товарищескую встречу в боях по правилам муай-тай. Практически все школы этот вызов проигнорировали. Об истинных причинах отказа сведений нет. Один только глава Кекусинкай, Ояма Масутацу дал согласие направить своих бойцов в Бангкок. О том, как японские каратисты готовились к этому матчу и как проходили бои, мы располагаем подробной и точной информацией, благодаря книге "Человеческое лицо каратэ", в которую вошли воспоминания одного из членов японской команды, выдающегося мастера Накамуры Тадаси (возглавляющего ныне свой собственный стиль Сэйдо-дзюку).

 

Вскоре после получения вызова Ояма собрал на совещание сильнейших бойцов своего додзе - Куросаки Кэндзи, Окаду Хиробуми, Ояму Ясухико, Фудзивару Ако и Накамуру Тадаси. Похоже, большинству наших нынешних кекусинкаевцев эти имена не говорят ничего, но тогда в 60-х именно они несли флаг Кекусинкай. Сообщение Оямы было кратким: "Мы приняли решение принять участие в состязании против школы муай-тай. Поэтому я хочу, чтобы вы четверо с сэнсеэем Куросаки во главе отправились в Таиланд. Вы - представители Кекусинкай и должны победить любой ценой... Я знаю, что обстоятельства могут сложиться для каждого из вас по-разному, но я хочу, чтобы вы оправдали возложенные на вас надежды, и чтобы слава о Кекусинкай разнеслась по всему миру". Это решение вызвало целую волну критики в прессе. Журналисты писали, что оно противоречит идее Будо и оскорбляет честь традиционного каратэ. Ояма в свою очередь утверждал, что, если японцы не хотят смириться с признанием каратэ разновидностью танцев, каратисты должны доказывать эффективность своего искусства в боях с любым, кто бросит им вызов. Организатором встречи выступил Ногути Осаму, владелец боксерского зала, занимавшийся организацией международных встреч профессиональный боксеров и не раз бывавший в Таиланде. Во время поездок в эту страну ему доводилось слышать оскорбительные высказывания тайцев относительно слабости и неэффективности каратэ. При этом таиландцы обычно ссылались на то, что какой-то японский каратист, принявший участие в состязаниях муай-тай, был нокаутирован с первого же удара. Японцы в те дни имели очень слабое представление о технике и тактике муай-тай. Поэтому команде Кекусинкай пришлось собирать информацию о противнике буквально по крупицам. Ногути рассказал им все, что знал о муай-тай и, будучи боксером, смог дать немало дельных советов. Так что вскоре японцы уже смогли выработать стратегический план подготовки к предстоящим боям. В начале августе пятерка бойцов Кекусинкай отправилась в Кинугаву, что в префектуре Тотиги, где находилась фамильная усадьба сэнсэя Куросаки, чтобы пройти там усиленный месячный курс тренировок для подготовки к соревнованиям. Основное внимание уделялось общефизической подготовке и отработке комбинаций, рассчитанных на противодействие технике муай-тай. День начинался с тренировки базовой техники (кихон), затем следовали бег на длинные дистанции, спринт, бой с тенью, прыжки со скакалкой. В середине дня приходил черед занятий боксом, спаррингами и работе с отягощениями. Руководил тренировкой сэнсэй Куросаки, в те годы самый близкий к Ояме человек. Он постоянно изобретал новые и новые упражнения - то заставлял отрабатывать удары в воде, то плавать против течения - и поддерживал накал своих товарищей, чтобы довести их до пика физической и психической готовности. Преодолевая страх, боль и усталость каратисты Кекусинкай постепенно становились единой сплоченной командой. "Мы знали, что не должны допустить позорного поражения. И благодаря этой суровой правде наши чувства слились в одно целое, ведь к сохранению чести Кекусинкай мы относились как к своей миссии. К концу тренировок мы воспитали в себе чувство непоколебимой веры в победу", - рассказывает Накамура Тадаси.

 

По окончании курса в лагере Кекусинкай объявился Ногути. Он принес с собой настоящий подарок: в его зале стал тренироваться бывший боец муай-тай Исоласак Индара Лат, так что у каратистов появилась возможность попробовать свои силы в схватке с настоящим тайским мастером. Получив это известие, Куросаки, Накамура и Окада втроем отправились в зал Ногути. После необходимых приготовлений Накамура Тадаси, нацепив непривычные боксерские перчатки, первым поднялся на ринг для поединка с тайцем. "С первого взгляда на боевую стойку муай-тай я не смог найти в ней каких-либо изъянов и почувствовал странную неловкость", - вспоминает он. Но пересилив себя, Накамура нанес удар ногой в солнечное сплетение противника - лицо тайца исказила боль. После этого Накамура обрушил на него град ударов ногами и, в конце концов, добил маваси-гэри по корпусу: задохнувшегося тайца вырвало.

 

Затем Накамура провел с ним еще один раунд, используя удары одними только руками. "Это был мой первый опыт в боксе. Имитируя атаки противника, я последовательно наносил хуки и прямые удары. Прошло не так уж много времени, а ухо моего соперника стало опухать, и он ушел в глухую защиту. Всем было очевидно, что разрушительная сила моих ударов для моего противника просто непереносима",- рассказывает он. Похоже, у Накамуры вдруг открылись способности к боксу, так что даже опытный Ногути с восхищением стал убеждать его перейти в бокс, обещая за какие-нибудь полгода сделать из него чемпиона Дальнего Востока. Скоро каратисты были готовы к боям, но тут их подстерегала засада: таиландцы начали оттягивать время проведения матча. Сначала бои перенесли на октябрь 1965 года, затем на декабрь, а потом на январь 1966г. В результате Окада Хиробуми и Ояма Ясухико под давлением житейских обстоятельств отказались от участия в соревнованиях. В команде осталось лишь три человека: Куросаки Кэндзи, Накамура Тадаси и Фудзивара Ако. Куросаки первоначально не собирался участвовать в турнире, но теперь, чтобы сохранить команду, ему пришлось в экстренном порядке готовиться к боям.

 

Наконец 15 января 1966г. команда Кекусинкай вылетела в Бангкок, где их ждали новые неприятности. Тропическая жара и влажность оказались настоящим шоком для японцев. Не меньшим шоком явилась жирная тайская пища. Каратистов поселили в сырой хижине без всяких удобств, стены которой по ночам усеивали сотни комаров. На следующий день после прилета еще не пришедшим в себя японцам пришлось провести серию схваток с бойцами одного из клубов муай-тай в присутствии местных репортеров. И хотя разозленные каратисты попросту избили тайцев одного за другим, разочаровав "журналюг", приятного в этом было немного. По всему городу висели плакаты с надписью "Кладбище для проигравших", возвещавших о будущей победе тайских боксеров. Короче говоря, психологическое и физическое давление на японцев было неслыханным. Единственно, что вселяло в них уверенность в победе, стала встреча с потенциальными противниками на пресс- конференции: тайцы были малы ростом, сухощавы, в них не чувствовалось силы. День соревнований вот-вот должен был наступить, когда японцы получили извещение об очередной отсрочке - еще на месяц. Каратисты пали духом. Даже несгибаемый сэнсэй Куросаки высказал мысль, что лучше вернуться домой. Однако бойцы все-таки нашли в себе силы остаться в негостеприимном Таиланде и продолжили упорные тренировки.

 

Этот месяц принес большую пользу японцам. Прежде всего, они получили возможность несколько раз посетить соревнования по муай-тай. "Мы были ошеломлены странными танцами и музыкой, предшествующими схватке, а также невероятным ажиотажем публики на стадионе. Мы все сошлись в том, что нужно опасаться быть подавленными атмосферой, царящей вокруг",- вспоминает Накамура. В результате просмотры боев превратились в форму психологической подготовки. А для того, чтобы адаптироваться к немыслимой духоте, жаре и влажности на стадионе, больше напоминавшем гигантскую сауну, каратисты стали тренироваться в гараже, захлопнув все двери и окна. Через полчаса после начала тренировки они начинали задыхаться от нехватки кислорода, приходили в состояние совершенного физического истощения, когда разум словно затуманивался, и только тогда открывали окна, впуская свежий воздух в свои легкие. Кроме того, за месяц японцы успели акклиматизироваться.

 

За три дня до состязаний состоялась пресс-конференция, на которой японцы внезапно узнали, что им предстоит драться с совсем другими бойцами, которые оказались намного сильнее и крупнее своих подставных предшественников. Тайцы держались крайне надменно. Противник Накамуры по прозванию "Зеленый тигр" в ответ на просьбу журналистов пожать руку японцу нахально усмехнулся и демонстративно повернулся к нему спиной. Короче таиландцы делали все, чтобы психологически сломать своих противников.

 

Наконец настал день турнира - 17 февраля 1966г. На стадионе Лумпинайи собрались почти десять тысяч зрителей. Первым на ринг вышел Накамура Тадаси. Его противник - Тан Сален "Зеленый тигр". Предоставим слово самому Накамуре: " На стадионе, где воздух был наполнен жаждой крови, как душераздирающий крик прозвучал сигнал гонга. Я стремительно атаковал своего противника. Я собирался нанести мощный удар в его солнечное сплетение, как только он нарушит дистанцию между нами. Вскоре стало очевидным, что одного этого недостаточно. Я считал, что гарантия победы - это скорость передвижения в сочетании с ударами ног и прямыми ударами рук. Однако когда я пошел в атаку, сильный маваси-гэри просвистел мне навстречу. Я получил сильный удар по опорной ноге и в следующее мгновение позорно рухнул на маты. Толпа зрителей, думая, что со мной уже все кончено, поднялась со своих мест. Поправляя защитное снаряжение, я поднялся на ноги. Снова и снова его маваси-гэри мелькал в воздухе словно кнут. Я блокировал и нанес ответный удар ногой. Левый маваси-гэри, в который я вложил всю свою силу глубоко врезался в тело Салена, он отлетел на канаты. Он упал! Нокдаун! Возбужденный успехом, я стоял готовый продолжить свою атаку. От радости я совсем забыл, что после нокдауна противника должен вернуться в свой угол ринга. Сэнсэй Куросаки и Фудзивара кричали мне, чтобы я отошел назад, но их голоса звучали, как душераздирающий визг. Я потерял 5 секунд и, как следствие, 5 счетов. Рефери начал отсчитывать время только тогда, когда я стал в своем углу и на шесть противник поднялся на ноги.

 

... Я повторно атаковал, используя комбинацию цуки и гэри, вывел его из равновесия ударом маваси-гэри и прямым ударом рукой опрокинул его на пол. Счет дошел до 8, затем гонг возвестил о конце первого раунда. Когда я вернулся в свой угол, господин Ногути сказал мне: "Он профессионал и знает, как задавать темп, так что в следующем раунде покончи с ним. Ты понял?" Я был того же мнения: после первого раунда я чувствовал себя полностью истощенным. Я не смогу одержать победу, если схватка, как планировалось, будет продолжаться до пятого раунда. Начался второй раунд. Сразу же после его начала я в третий раз отправил Салена в нокдаун. Я ударил его по корпусу, вложив всю силу в свой удар, как только он попытался отойти назад. Это был чистый удар, после которого Сален упал, но снова попытался встать.

 

"Пожалуйста, не вставай!" - мелькнуло у меня в голове. Было абсолютно ясно, что он травмирован, но пошатываясь, он все же встал. Я приблизился к нему, чтобы покончить с ним. Последним ударом был прямой удар кулаком в челюсть. Его ноги подкосились, и он, словно в замедленной съемке, рухнул на брезент.

 

Рев зрителей огласил стадион. Смесь изумления и криков в адрес Салена мало-помалу превратилось в единое яростное крещендо. "Я победил! Наконец, я победил!" Эти мысли проносились в моей голове, пока я стоял на ринге посреди всего этого гама"... Сэнсэй Куросаки вторым из японцев поднялся на ринг. Его соперником был герой Таиланда Фубайя Катчакча, бывший чемпион в полусреднем весе. Фубайя превосходно работал ногами и обладал великолепным чувством дистанции. К тому же, он мастерски атаковал в клинче, а его локти двигались, словно поршни.

 

"Стиль нападения сэнсэя Куросаки был обычным для каратэ. Не отрывая пяток от матов, он пытался проскользнуть к своему противнику, но не мог уследить за его молниеносными атаками ногами. Разница между их стилями была очевидна. Во время тренировки в Таиланде сэнсэй Куросаки получил травму: загноившийся большой палец ноги, жизненно важный в ударах ногами, распух настолько, что ему пришлось выдернуть ноготь, и он еще не до конца оправился от этой травмы. Несмотря на это, сэнсэй Куросаки храбро атаковал своего противника. Как только дистанция между ним и противником становилась подходящей, Куросаки наносил потрясающий маваси-гэри. Но когда он пытался втянуть противника в бой на ближней дистанции, тот ударами локтей и колен, словно отлитых из стали, быстро вынуждал его уходить в глухую защиту. Вслед за этим, он пропустил мощный удар локтем чуть ниже левого глаза, вызвавший разрыв кожи. Спустя несколько мгновений ринг покрылся морем крови. Его противник снова атаковал в то же место. Но сэнсэй Куросаки держался на ногах. Он выносил все и даже пытался контратаковать противника. В этот момент рефери остановил бой. Пока мы осматривали глаз Куросаки, прозвучал гонг, и судья поднял вверх руку Фубайи. Сэнсэй Куросаки проиграл техническим нокаутом. Ужасно взволнованный Фудзивара подбежал к сэнсэю Куросаки и с моей помощью уложил его на носилки. Пока мы несли его в раздевалку, он начал обсуждать прошедший поединок, возможно, от злости, что ему приходиться смириться с поражением. Слушая его, Фудзивара, который был должен выступать следующим, все больше и больше возбуждался.

 

Я проводил его со словами: "Мы полностью полагаемся на тебя, ступай и отомсти за сэнсэя Куросаки!" С криками "Ублюдок, ублюдок!" он взобрался на ринг. Я был в не меньшей ярости: "Фудзивара! Победи! "Сделай" его за сэнсэя Куросаки!". Этот поединок Фудзивара провел с потрясающей решимостью. Его противником был Хауфи Лукконтай, чей огромный рост, казалось, делал и без того маленького Фудзивару еще меньше. Как только прозвучал гонг, Фудзивара выпрыгнул из своего угла. Суть его стратегии состояла в том, чтобы извлечь выгоду из несоразмерности в росте, пройдя сквозь защиту своего противника. Атака Фудзивары состояла из множества приемов. Он нападал из любой стойки, используя удары ногами, кулаками и локтями, но ни один из них не стал решающим.

 

Его соперник, пользуясь своим большим ростом, атаковал ударом колена и каждый раз, когда удар достигал цели, маленькое тело Фудзивары сотрясалось. Было абсолютно очевидно, что Фудзивара оказался в трудной ситуации. Во втором раунде положение не изменилось. Мы видели, что степень травмированности Фудзивары постепенно нарастает. В этот момент Фудзивара прибегнул к последнему отчаянному приему. Целясь в лицо противника, он ударил его головой. Лукконтай остановился, и вслед за этим его тело, словно бревно, рухнуло на маты. До победы Фудзивары оставалось рукой подать. Шатаясь, Лукконтай поднялся на ноги, но в его движениях уже не было былой плавности. Собрав все свои силы воедино, Фудзивара начал методично бить кулаками. Один из его ударов попал прямо в лицо противника, и тот окончательно свалился на маты. Фудзивара победил!".

 

Итог встречи: два-один в пользу Кекусинкай. Несмотря на всю невыгоду своего положения: необходимость драться по чужим правилам, в перчатках и на ринге, на чужой земле, колоссальный физический и психический прессинг, мастера каратэ одержали победу.

 

Окончание

 

Однако рассказ об этом матче заканчивать еще рано, так как его последствия в высшей степени интересны для того, кто исследует взаимоотношения каратэ и муай-тай. Куросаки Кэндзи, разругавшись с Оямой, обвинившим его во всех смертных грехах по причине поражения в матче, ушел из Кскусинкай, открыл собственный боксерский зал Мэдзиро и стал преподавать ... бокс и кик-боксинг. За ним последовал его ближайший ученик и друг Фудзивара Ако, основавший собственный стиль, который он назвал какуто-дзюцу - искусство рукопашного боя, вскоре ставший одним из сильнейших бойцов в ... кик-боксинге. Накамура Тадаси, также обидевшись на Ояму, ушел от него и открыл собственную школу каратэ Сэйдо-дзюку.

 

Фактический переход ведущих бойцов Кскусинкай на сторону противника, в кик-боксинг, дисциплину, смежную с муай-тай, чрезвычайно показателен. По сути, это признание превосходства противника. Но и это еще не все. Когда в Кскусинкай появился знаменитый лоу-кик? Автору это точно неизвестно, но описание этого приема в старейших книгах по Кскусин отсутствует. Нет его, например, в популярной книге одного из ближайших учеников Оямы Бобби Лоу, вышедшей в начале 60-х гг. Да и вся техника ударов ногами, показанная в этой работе, очень смахивает на технику бесконтактных стилей вроде Сито-рю. Например, маваси-гэри, согласно ей, выполняется без поворота на опорной ноге. Может быть, именно после этой памятной встречи в Кскусинкай пришел и лоу-кик, и маваси с проносом и большим разворотом на опорной ноге? А удары руками? Кто может отрицать несомненное влияние бокса (скорее даже, муай-тай, так как боевая стойка в Кскусинкай скорее фронтальная, чем боковая) на технику рук в современном Кскусинкай не на уровне кихона, конечно, а в спарринговом варианте? Кстати, интересно, победили ли бы Накамура и Фудзивара в матче, если бы не прошли школу бокса под руководством Ногути? Интересно, что все (почти?) современные модификации каратэ Кскусинкай - Дайдо-дзюку (основатель - Адзума Такаси), Сато-дзюку (основатель - Сато Кацуаки), Сидокан (основатель - Соэно рсидзи) и др. - испытали на себе большое влияние муай-тай. В этом плане показательна судьба Соэно рсидзи. Будучи одним из сильнейших каратистов Кскусина (Помните, как он колол черепицу головой в рекламном фильме о Первом чемпионате мира по этому стилю?), он принял участие в схватке с бойцом муай-тай и с треском ее проиграл. После этого Соэно отправился в Таиланд, где в течение 6 месяцев изучал муай-тай, после чего и создал Сидокан каратэ. А что же муай-тай? А ничего! После памятного турнира с японцами, несмотря на победу последних, в него не пришло ни единого технического действия! Вот парадокс! Победители крестятся в веру побежденных, а побежденным на победителей наплевать (хотя, конечно, проигрывать неприятно и больно - физически)!

 

Какие же выводы мы можем из всего этого сделать? Пожалуй, следующие. Муай-тай - весьма стройная целостная система с небольшим количеством функциональных эффективных элементов. Она настолько целостна, что не допускает (почти?) внедрения новшеств. Объясняется это, на мой взгляд, довольно просто. На протяжении уже очень долгого времени муай-тай развивается как спорт, причем правила поединков за последние 100 лет не претерпели никаких существенных изменений. За это время все, что не соответствовало этим правилам, попросту исчезло. Так в муай-тай почти не осталось борцовских приемов, которых, судя по старинным изображениям, в нем было пруд пруди, равно как и ударов ладонями и пальцами - в перчатках не больно-то пальцами потыкаешь. Да и тактика муай-тай подразумевает наличие лишь одного противника, а такие приемы, как, например, боковой удар ногой здесь почти не используются. Подобная целостность и простота обеспечивает высокую эффективность муай-тай в бою (на ринге?) и возможность относительно быстрого овладения этим стилем. С другой стороны, каратэ - система гораздо более сложная, включающая гораздо большее количество элементов. Освоение их требует многих лет упорных занятий. Причем значительная доля приемов из арсенала каратэ оказывается неприменимой на ринге, ведь его последователи по сей день пытаются изучать приемы самообороны против нескольких противников, нападающих не только спереди, но и сбоку, сзади, с оружием и без него, не только ударами, но и разнообразными захватами и т.д. К тому же и правила соревнований в каратэ меняются по сей день.

 

Тем не менее, при всей неприспособленности техники каратэ к соревнованиям кик-боксерского типа, существующая в Кскусинкай (и других школ) система подготовки - технической, физической и психологической - позволила команде этого стиля уверенно победить сильнейших бойцов Таиланда. А пересмотр техники, переход бойцов Кскусина в кик-боксинг или муай-тай, отражает спортизацию этого стиля, принятие игры по правилам кик-боксинга в разных вариантах, а вовсе не отказ от собственной традиции.

 

ИСТОРИЯ

Древний спорт.

Такой древний спорт, как Муай Тай, имеет множество героев. Имя Май Кханом Том - одно из тех, которое знает каждый тайский ребенок, которое упоминается фактически в каждом тайском спортивном издании. В 1774 году Май Кханом Том во время войны с Бирмой попал в плен. Король Бирмы Мангра оставил свою столицу и приехал в Рангун (нынешняя столица Мьянмы) с тем, чтобы провести религиозную церемонию. Празднования включали в себя ряд развлечений, различные состязания, в том числе и тайский бокс. Бирманцы имели свое собственное боевое искусство - парму, и оно не было похоже на Муай Тай. Парма сильно отставала своей техникой, а тайские боксеры были знамениты тем, что использовали локти, колени, ноги так же умело, как и кулаки. Король Мангра захотел увидеть, какое же воинское искусство является лучшим и вызвал лучшего тайского боксера из числа захваченных в плен на поединок с лучшими бойцами Бирмы.

 

 

Обновлено 26.11.2010 12:05
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

комплекс услуг по оборудованию квартир, коттеджей и административных зданий Искусственный камень стеновые полистиролбетонные блоки Ремонт, строительство, дизайн Строительное оборудование и материалы